Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Схема организации поиска в портале знаний

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

схема организации поиска в портале знаний

Построенный по предложенной выше схеме портал знаний может поддерживать несколько видов поиска:

 “локальный” (когда поиск информации производится непосредственно среди ссылок на ресурсы, которые содержатся в онтологии),

 “глобальный” (когда запрос перед передачей той или иной поисковой системе предварительно уточняется с помощью онтологии и переводится в соответствующий формат с использованием ключевых слов (терминов) и логических связок).

Выбор вида поиска осуществляется в пользовательском интерфейсе портала знаний, который обеспечивает также возможность составления поискового запроса на естественном языке и просмотра результатов поиска.

Принципы организации глобального поиска были рассмотрены нами в работе [6], поэтому в этом докладе мы рассмотрим только основные этапы локального поиска.

Сначала заданный на естественном языке поисковый запрос обрабатывается системой Alex, которая осуществляет лексический анализ посредством сопоставления текста запроса с множеством лексических образцов-шаблонов, заданных в словаре-тезаурусе.

Затем, полученный в результате лексического анализа набор терминов (понятий) предметной области подвергается семантическому анализу, который выполняется на основе онтологии, составляющей со словарем-тезаурусом единую сеть знаний. При этом рассматриваются как свойства понятий предметной области и связи между ними, так и свойства представленных в онтологии ресурсов, сопоставленных указанным в запросе понятиям предметной области. Результирующий список ссылок на ресурсы формируется с учетом степени релевантности каждого ресурса полученной совокупности понятий.

При формировании данного списка мы различаем относительную ro и абсолютную ra релевантность ресурса запросу.

В простейшем случае, когда не учитывается взаимосвязь понятий и их степень важности в запросе, относительная релевантность ro ресурса Rk запросу Q, включающему n понятий Pi данной предметной области, может быть вычислена по формуле

Из формулы видно, что абсолютная релевантность ресурса Rk запросу Q становится нулевой, если этот ресурс нерелевантен хотя бы одному понятию из запроса. Поэтому использование абсолютной релевантности ресурса предполагает более жесткий критерий отбора ресурсов, чем использование относительной релевантности.

В то же время, очевидно, что описанные выше способы вычисления релевантности как в отдельности, так и в комбинации, дают довольно грубую оценку релевантности ресурса запросу. В связи с этим нами разрабатывается метод вычисления релевантности, учитывающий взаимосвязь понятий, а также их степень важности в запросе.

В докладе предложен подход, позволяющий повысить эффективность поиска в сети Интернет путем организации порталов знаний, каждый из которых предоставляет пользователю доступ к ресурсам определенной тематики. В основе таких порталов знаний лежат онтологии, содержащие наряду с традиционным описанием предметной области соотнесенное с ним описание структуры и типологии соответствующих сетевых ресурсов. Главным преимуществом данного подхода является то, что порталы знаний позволяют значительно сократить время обработки запроса пользователя и количество выдаваемых ресурсов за счет более точного определения степени их релевантности и хранения ссылок на них непосредственно на портале знаний.

Мы считаем, что специализированные порталы знаний должны обеспечить более быстрые и релевантные ответы на запросы, чем существующие на данный момент поисковые системы.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Что такое база знаний и зачем она нужна

Давайте без лишних слов начнем строить базу знаний в вашей компании. Если, конечно, такой базы знаний еще у вас нет. По до...

Модели представления знаний. Неформальные (семантические) мо

Очевидно, все методы представления знаний, которые рассмотрены выше, включая продукции (это система правил, на которых основана продукционная модель представления знаний), от...