Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Условие сохранения и развития культуры организации

Кадровая политика - Управление знаниями

условие сохранения и развития культуры организации

Способность управлять знаниями – условие сохранения и развития культуры организации

Различные авторы предпринимали попытки дать классификацию организационных знаний. Наиболее известными в области управления знаниями являются классические работы японского исследователя И. Нонака. Именно его определения относительно двух форм знания — скрытой и явной — упоминаются наиболее часто [11]. Р. Санчез считал, что по крайней мере, три категории знания имеют место на фирме: «знать как» (практическое знание), «знать почему» (теоретическое знание) и «знать что» (стратегическое знание) [12]. М. Уайтхил в качестве типологии знания выбрал такую классификацию: «знать что» (закодированное), «знать как» (привычное), «знать почему» (научное) и т.д. [13]. М. Димарест заострил внимание на коммерческом знании, которое является явно развитой и управляемой сетью императивов, образцов, правил и сценариев, включенных в некоторые аспекты фирмы, и распределенных повсюду на фирме, что обеспечивает результативность ее действий фирмы на рынке [14]. При всей разнообразности трактовок, очевидно, что организационное знание формирует базу для развития отличительных способностей и деятельности, увеличивающей стоимость организации.

Известно, что хранилища информации о предметной области бизнеса существуют уже давно и компании накопили существенный опыт по их организации и использованию. Они стали основой такого интеллектуального бизнеса как управленческий консалтинг (McKenzie, Boston Consulting Group), аудит и РБП (компании большой пятерки) или высокие технологии (Hewlett Packard, Cisco). Некоторые хранилища информации существуют на рынке как отдельный брэнд и обладают высокой стоимостью: Global Best Practices (Arthur Andersen), Knowledge Links (Hewlett Packard).

Руководителям организаций здесь необходимо понимать, что накопление байтов информации не означает прямого накопления знаний. И речь здесь идет не только о большом количестве накопляемого информационного «мусора» или о времени поиска информации. А о том, что книга в руках не означает обладания знаниями даже, если эта книга – авторитетный справочник. Чтение книги далеко не означает извлечение знаний. Собственно, по этой причине результаты деятельности бизнес-консультантов не следует измерять томами документации. Знания – это продукт специфических интеллектуальных усилий. Они могут быть извлечены или сформированы только посредством логического вывода, совершаемого индивидом или вычислительной машиной. Для этого потребляемая информация должна быть организована определенным образом. Организационное знание формируется тогда, когда индивидуальное знание формализуется и хранится в определенном формате. Такое технологическое знание может затем распространиться в пределах организации, а в ограниченном объеме и вне ее.

Поэтому, используя термин «хранилище информации» вместо «база знаний», мы акцентируем внимание на то, что, строго говоря, «хранилища информации» чаще всего являются всего лишь высоко развитыми предметными базами данных [15]. Знания, которые они содержат, относятся, как правило, к типу «знать где», «знать кто». Для получения технологичных знаний («знать как», «знать почему», «знать что») от пользователя таких систем потребуются дополнительные усилия по преобразованию (форматированию) предоставляемой ему информации.

Сегодня строительством баз знаний, а также систем управления ими охвачено гораздо больше компаний из других индустрий. Знания становятся товаром [16]. Т. Дэвенпорт, известный специалист в области РБП и управления знаниями, говорит о необходимости введения штатной позиции CKO (Chief Knowledge Officer, Директор по знаниям) в организациях [17]. Он определяет эту позицию как ключевого проводника структурированных знаний компании посредством информационных технологий, способного извлечь знания из тех, кто их имеет, сгруппировать их в виде, доступном к использованию другими сотрудниками компании и периодически обновлять и редактировать знания.

Следуя Р. Куинну, наиболее успешные организации сегодня могут рассматриваться как интеллектуальные предприятия, способные развивать у себя базовые способности, основанные на знаниях. [18]. Управление знаниями связано с генерацией знаний (как у отдельных сотрудников, так и у организации в целом), формализацией и сохранением знаний, распространением знаний, их координацией и контролем. Эффективное управление знаниями зависит от организационной структуры, инфраструктуры и коммуникаций и, следовательно, является производной культуры организации. Гуру в области КИС К Дж.. Дэйт писал: «Бизнес-правила можно назвать следующим (и гигантским) шагом в эволюции исходного относительного видения» [19]. П. Друкер определил знания, как ключевой ресурс мировой экономики. «Традиционные составляющие производства – земля, труд и капитал – пишет он – становятся ограничивающими факторами, нежели движущей силой… Знания становятся основной составляющей производственного процесса» [20]. Накопление знаний в современном производстве уже не считается «издержкой», а является неотъемлемой его частью. Иначе говоря, обучение становится новой формой производственного процесса. По мнению аналитической компании Gartner Group, к 2003 году предприятия, которые не перешли к модели управления, основанной на знаниях, будут испытывать серьезные затруднения на рынке из-за резкой потери конкурентоспособности с вероятностью 70%.

Явное знание – это знание, содержание которого выражено четко, детали которого могут быть записаны и сохранены. Неявное знание чаще всего не выражается и основывается на индивидуальном опыте, что делает его трудным для записи и хранения [14]. Обе формы знания возникают изначально как индивидуальное знание, но для того, чтобы быть использованными для существенного улучшения деятельности организации, они должны быть преобразованы в организационное знание. Практически глобальное распространение в мире с конца 1970-х получила форма представления знаний в виде правил продукции «ЕСЛИ…, ТО…». Обратный логический вывод позволяет на основе таких правил получать знания «знать как», «знать почему», «знать что». Однако, самое важное, это то, что «продукционные знания» идеально выполняет функцию информационного обеспечения систем ситуационного управления (ССУ). В силу своих функциональных свойств ССУ помимо поддержки принятия управленческих решений обеспечивает превращение индивидуальных знаний в знание организационное.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Данные и знания

Информация, с которой имеют дело ЭВМ, разделяется на процедурную и декларативную. Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе ре...

Дисциплина «управление знаниями»

Новая дисциплина «управление знаниями» исследует «жизнь» знаний внутри организаций. Знания — очень сложный объект исследования — находятся в центре внимания, пр...