Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



ОПЕРАЦИОНЫЕ ЗАДАЧИ

Кадровая политика - Кадровое делопроизводство

операционые задачи

Специалисты по информационным системам и информационным технологиям обычно винят в таком положении вещей реакционных руководителей старой школы . Это неправильное объяснение. Высшее руководство не использует новые технологии, потому что они не дают ему информации, необходимой для исполнения его собственных задач. Требования к составу данных, собираемых в коммерческом предприятии, все еще основаны на теореме начала XIX века о том, что более низкие издержки дифференцируют предприятия и помогают им конкурировать более успешно. Управленческие информационные системы хранят данные, необходимость которых выводится из этой теоремы. Это данные из традиционной системы учета. Учет был разработан не менее 500 лет назад для того, чтобы обеспечивать данные, в которых компания нуждалась для того, чтобы сохранить свои активы и распределить их в случае ликвидации. Единственное крупное дополнение к учету с XV века -- учет издержек, дитя двадцатых годов нынешнего столетия -- было предпринято только для того, чтобы привести учет в соответствие с требованиями экономической науки XIX века, а именно обеспечить информацию об издержках, необходимую для того, чтобы ими управлять. (Так же, кстати, устроена и популярная ныне версия учета издержек - тотальное управление качеством.)

Однако уже к началу второй мировой войны мы начали понимать, что сохранность активов и управление издержками -- это не задачи высшего руководства. Это ОПЕРАЦИОНЫЕ ЗАДАЧИ. Серьезные недостатки в управлении издержками, конечно, могут уничтожить предприятие. Но успех предприятия основан на чем-то совершенно ином -- создании стоимости и благосостояния. Для этого необходимо принимать рискованные решения относительно теории бизнеса, стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка. Таковы истинные задачи высшего руководства. Именно поэтому после второй мировой войны и появилась отдельная дисциплина -- менеджмент -- отличная от того, что тогда называлось экономикой предприятия, а сегодня называется микроэкономикой. (Моя книга 1954 года Практика руководства , особенно ее первая часть, Руководство предприятием , как считается, стала базой для менеджмента как дисциплины, именно потому, что описывала основные задачи коммерческого предприятия как инновацию и создание клиента , то есть создание стоимости и благосостояния.) Однако традиционная система учета не дает никакой информации для выполнения таких задач высшего руководства. В самом деле, ни одна из этих задач не совместима даже с основными постулатами традиционной модели учета. Новая информационная технология, основанная на компьютерах, не могла не зависеть от данных системы учета. Других просто не было. Она собирала эти данные, систематизировала их, манипулировала ими, анализировала и представляла их. На этом и было основано то огромное влияние, которое новые технологии оказали на область, для которой были разработаны данные учета издержек: операции. Так объясняется практически нулевое влияние новых технологий на руководство предприятием.

Неудовлетворенность высшего руководства данными, поставляемыми информационными технологиями, и привела в действие новую, следующую информационную революцию. Специалисты по информационной технологии, особенно руководители информационных подразделений на предприятиях, быстро осознали, что данные учета -- это не то, что нужно их подчиненным (именно этим в значительной мере и объясняется презрительное отношение специалистов по ИС и ИТ к учету и бухгалтерам). Но они, как правило, не понимали, что потребность состоит не в объеме данных, не в технологии и не в скорости. Требовалось новое определение информации, новые концепции.То в одной компании, то в другой, высшее руководство в последние годы задается вопросом: какие концепции информации нужны нам для выполнения наших задач? И требовать такую информацию руководители стали у своих традиционных поставщиков информации -- специалистов по учету. Первой новой концепцией информации, получившей широкое распространение, стал учет экономических цепочек (economic-chain accounting).

Традиционный учет, верный своему происхождению стража активов и архивариуса корпорации как юридического лица, поставляет данные только о финансовых событиях внутри фирмы. Учет экономических цепочек позволяет проследить издержки по всей экономической цепочке, от поставщика до конечного потребителя. Потребитель, естественно, оплачивает все эти издержки и совсем не интересуется, где они были понесены. Даже самый могущественный производитель (например, General Motors на пике своей мощи, когда 70% деталей и материалов изготовлялось самой компанией) производит меньше одной десятой того, что в конце концов платит потребитель.

Учет экономических цепочек, вообще говоря, был изобретен примерно восемьдесят лет назад в Соединенных Штатах Уильямом Дюраном, который в период с 1908 по 1920 год (задолго до Альфреда Слоуна) построил GM. Именно его следует считать изобретателем автомобильной промышленности. В начале двадцатых годов его модель учета была скопирована (с небольшими модификациями) компанией Sears Roebuck, а еще десятью годами позже -- и опять с небольшими изменениями -- компанией Marks & Spencer в Англии. Около 1950 года ее, практически без изменений скопировала компания Toyota. А затем, двадцать пять лет спустя, покойный Сэм Уолтон привез эту систему обратно в Соединенные Штаты и заложил ее в фундамент успеха Wal-Mart.

Учет экономических цепочек не требует наличия компьютера. У Дюрана, скорее всего, не было даже арифмометра. Тем не менее, компьютер способен оказать огромную помощь в расчетах, и именно поэтому учет экономических цепочек сейчас все шире распространяется в производственных компаниях и еще быстрее -- в сервисных предприятиях, например, в сетях розничной торговли.

Около 1980 года появился пооперационный учет (activity-based accounting). В отличие от традиционного учета издержек, пооперационный учет разработан не для сокращения затрат, а для увеличения их отдачи. Его центр внимания -- создание стоимости, а не избежание напрасных трат. С тех пор у нас появилось много новых базовых концепций, а заодно и много ценной для руководства информации. Две наиболее заметных таких концепции -- экономическая добавленная стоимость (economic value added, или EVA) и рейтинговая система оценки руководством результатов деятельности (executive scoreboard).

Все эти концепции разрабатывались независимо друг от друга разными людьми. Каждая из них получает исходные данные из системы учета. Но используются эти данные по-новому. Все эти концепции основаны на определении предприятия как источника стоимости и благосостояния, а не владельца статичной собственности или, в случае с учетом издержек, управляющего наличными ресурсами. Небольшое, но быстро растущее число компаний, в особенности специализированных фирм среднего размера, уже применяют эти концепции в информационных системах для высшего руководства. Естественно, они используют компьютеры, хотя в большинстве случаев ничего сложнее ПК не требуется, да и скорость определенно не самый главный вопрос. Эта новая система, однако, разрабатывается без особой помощи со стороны специалистов по ИС и ИТ и редко работает под их контролем. Ее создают и контролируют специалисты по финансам.

Уже можно определить следующую и, вероятно, еще более важную, задачу разработки эффективных информационных систем для высшего руководства: сбор и организацию информации о ВНЕШНЕМ МИРЕ. Все данные, которые у нас есть на сегодня, включая те, что получены применением новых средств, отражают только внутреннее состояние. Но внутри предприятия (да и внутри всей экономической цепочки) существуют только издержки. Результаты находятся только снаружи. Единственно возможный центр прибыли -- это платежеспособный клиент. Но относительно внешнего мира (клиентов и, что тоже важно, не-клиентов; конкурентов и, что тоже важно, не-конкурентов; рынков; технологий, используемых в других отраслях; валют; экономического положения стран и т.п.) у нас практически нет данных. Немногие предприятия пользуются даже той минимальной информацией, что доступна, или уделяют хоть какое-то внимание демографической статистике. Еще меньше компаний понимают, что важнее всего для планирования и стратегии достоверная информация о том, растет или снижается доля доходов, которую клиенты тратят на продукцию или услуги их отрасли.

Насколько плохо высшее руководство снабжается критически важной информацией о внешнем мире, даже если ее легко найти, показывает недавний экономический спад в странах Азии. Спад был предсказуем по крайней мере за год. Единственный вопрос состоял в том, что непосредственно вызовет его и где он начнется. Но он был ясно видим в публичной статистике величины и состава государственного долга конкретных стран и в их платежных балансах. И тем не менее большинство крупных компаний -- американских и японских -- оказались к нему совершенно не готовы. Вся их информация была ВНУТРЕННЕЙ, невзирая на их значительное участие в хозяйстве этих стран.

Внешняя информация для высшего руководства, которую начинает поставлять новая революция, будет становиться все более важной и срочной. Все новые концепции информации, от учета экономических цепочек и пооперационного учета до EVA и рейтинговой системы оценки, все еще поставляют только внутреннюю информацию. Так же устроены и существующие информационные системы. Можно даже сказать, что компьютер и потоки данных, которые стали возможными благодаря ему, включая новые концепции информации, скорее повредили, чем помогли, задачам руководства предприятием. Они усилили вечную дегенеративную тенденцию руководства, особенно частую в крупных корпорациях: сосредотачиваться на издержках и усилиях внутри компании, но не на возможностях, изменениях и угрозах снаружи. Такая тенденция становится все более опасной, если принять во внимание глобализацию отраслей, быстрые изменения на рынках и в поведении потребителей, миграцию технологий по нетрадиционным путям из одной отрасли в другую и растущую нестабильность валют. Чем больше внутренней информации получает высшее руководство, тем больше ему необходимо уравновешивающей ее внешней информации -- а ее пока не существует.

В течение следующих 10-15 лет создание этих данных станет следующим информационным рубежом. Работа эта уже началась, но выполняют ее не специалисты по ИС и ИТ, а в основном высшее руководство в узкоспециализированных компаниях среднего размера -- люди, которые в конечном счете отвечают за маркетинг в этих компаниях. И снова очень немногие специалисты по ИС и ИТ оказываются хотя бы осведомлены о сущности проблемы, не говоря уже о готовности ее решать.

Новая информационная революция началась в коммерческом секторе и именно в нем зашла дальше всего. Но она уже начинает охватывать образование и здравоохранение. Она изменит обе эти области очень сильно. И снова изменения в концепциях в конце концов окажутся не менее, а то и более, важными, чем изменения в инструментарии и технологии. Сейчас уже многим ясно, что технология образования изменится очень сильно, что вызовет изменения и в структуре образования. Дистанционное обучение, например, вполне может в течение следующих 25 лет заменить один чисто американский институт -- независимый колледж. С каждым днем становится все яснее, что технические изменения приведут (должны привести!) к новому определению образования. Одно вероятное последствие: центр тяжести в высшем образовании может переместиться на программы непрерывного профессионального обучения взрослых. Это, в свою очередь, вероятно, вызовет перемещение учебного процесса из университетских городков во множество новых мест: жилые дома, автомобили, пригородные поезда, места работы, подвалы церквей и школьные классы, где небольшие учебные группы смогут собираться после работы.

В здравоохранении аналогичное смещение концепций, вполне вероятно, приведет к тому, что здравоохранение будут определять не как борьбу с болезнями, а как поддержание физического и психического здоровья. Борьба с болезнями, без сомнения, останется важной частью здравоохранения, но только на правах, как сказал бы логик, подмножества. Ни один из традиционных поставщиков здравоохранения -- ни больница, ни частнопрактикующий врач-терапевт -- не сможет в своей нынешней роли пережить такие изменения. В образовании и здравоохранении акцент в ИТ все больше будет смещаться от Т к И , точно так же, как и на предприятиях и в экономике в целом. Готовы ли к этому специалисты по ИС и ИТ? Пока что я не вижу ни малейшего этому подтверждения.

Сегодняшняя информационная революция, вообще говоря -- четвертая информационная революция в истории человечества. Первой стало изобретение письменности пять-шесть тысяч лет назад в Месопотамии, затем -- независимо, но несколько тысяч лет спустя -- в Китае, и еще на 1.500 лет позднее -- майя в Центральной Америке. Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно. Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами, а также изобретением гравировки примерно в то же время. О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Однако о третьей информационной революции -- печати и гравировке -- известно очень много. Можно ли сегодня научиться чему-то на опыте того, что случилось 500 лет назад?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Не скупитесь на инвестиции в свое главное достояние

...Обычно сотруднику любой компании приходится тратить массу времени и сил, чтобы понять, что происходит за стенами его офиса и как на...

Описание портала знаний

Как уже было сказано выше, онтология портала знаний включает как описание предметной области, так и описание релевантных ей ресурсов. Часть онтологии, оп...