Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Пути развития виртуальности

Финансы - Финансовый консалинг

пути развития виртуальности

Систематизация имеющихся примеров позволяет выделить по меньшей мере три пути развития виртуальности.

Крупные предприятия расширяются посредством создания внешних филиалов и совместных компаний, передавая им часть своих компетенций, но удерживая за собой некоторые ключевые. Но и в этом случае растет их зависимость от других предприятий. Основное преимущество дает “встречное движение” партнеров, в ходе которого происходит обмен хозяйственными областями (отделениями, филиалами, центрами прибыли и пр.) при снижении эффективности или включение в состав “союза” новых предприятий при уменьшении рыночных шансов. В результате образуются сети предприятий из экономически зависимых друг от друга партнеров.При подобном пути эволюции, который можно назвать квазиэкстернализацией, возникает и правовая зависимость партнеров: оговариваются условия взаимного участия, заключаются рамочные договоры о сотрудничестве и т.п. Экономическая же зависимость повышается в связи с тем, что предприятия-партнеры должны осуществлять специфические кооперационные инвестиции. Они, например, выравнивают свои информационно-технологические инфраструктуры, вырабатывают общие организационные правила. Стратегическим лидером подобных сетей остается одно предприятие (или немногие).

Несколько иной путь развития свойствен малым и средним предприятиям. Для них в противоположность крупным характерна сильная концентрация на немногочисленных компетенциях, низкая вертикальная интеграция, а новые рыночные шансы создаются путем описанных выше изменений. Они могут предложить крупным корпорациям свои компетенции и тем самым стать частью сети предприятий. Речь идет не об отношениях клиента и поставщика в рамках рыночных сделок, а о чисто партнерских связях. Малый партнер использует имидж крупного предприятия, его ноу-хау, информационную инфраструктуру и пр. Очевидно, что и для данного пути характерно наличие лидера сети.

Следует подчеркнуть, что малые и средние предприятия воспринимают этот путь как опасный для себя. Поэтому они предпочитают формировать сети с компанией своей категории. Эти сети часто имеют как вертикальные так и горизонтальные связи. Например, группа ADVANCE состоит из шести предприятий, каждое из которых раньше производило и сбывало свой вид программного продукта. В 1995 г. один из предпринимателей обнаружил, что его узкий ассортимент недостаточен для выживания на рынке. Поиски предприятия, которое могло бы дополнить его программный продукт, привели к созданию группы в составе шести компаний, которым удалось без особой адаптации своей продукции организовать выпуск и сбыт стандартной модульной информационной системы. Малым и средним предприятиям, вступившим на путь квазиинтернализации, часто недостает именно виртуальности, т.е. компетенции, которая в крупных корпорациях строится на координации входивших в них хозяйственных областей. Этот пробел можно восполнить как повышением квалификации, так и организацией сотрудничества с внешним поставщиком услуг (консультантом). Группа малых предприятий может использовать либо внутреннего, либо внешнего “сетевого координатора” (по-иному, “брокера”) Группа ADVANCE имеет консультанта, который, с одной стороны, выполняет административные функции, а с другой – выступает в роли модератора при урегулировании спорных вопросов. Следует подчеркнуть, что на практике компании редко ориентируются на какой-либо один вид виртуальности, обычно применяется комбинация разных вариантов. В категории малых и средних предприятий – изготовителей программного обеспечения преобладает путь квазиинтернализации.

Виртуальность малых и средних предприятий – изготовителей программного обеспечения

Поскольку считается, что виртуальность в высокотехнологичных отраслях с коротким рыночным циклом имеет большее значение, чем в стабильных производствах, представляется целесообразным сосредоточить анализ на информатике, а внутри этой области – на программном обеспечении. Такой выбор подкрепляется и рядом специфических качеств этого сектора – коротким инновационным циклом; сильной сегментацией рынка; частыми альянсами между предприятиями своей и других отраслей, а также с банками и кредитными организациями; большой взаимозависимостью в области программных продуктов; легко преодолимыми рыночными барьерами в результате дерегулирования в сфере коммуникаций и т.п. При этом ограничительные барьеры для малых и средних предприятий с их гибкими структурами и нечеткой иерархией, слабой формализацией и рутинизацией процессов “ниже”, чем для крупных корпораций.

В первую очередь были опрошены швейцарские и немецкие компании, действующие в сфере информатики и представленные в Интернете, поскольку между использованием этой сети и виртуальностью существует прямая связь.

Проведено 27 интервью с руководителями 23 компаний. Результаты опроса подтвердили, что эти предприятия не только использовали виртуальность как метод организации труда, но и смогли превратить ее в конкурентное преимущество. Рассмотрим стратегии действий в рамках квазиинтернализации.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Основная проблема управления знаниями и ее решение

Основная проблема управления знаниями — организационные аспекты «жизни» знаний. Познавательная деятельность должна быть эффективной. Компания, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, должна по...

Описание портала знаний

Как уже было сказано выше, онтология портала знаний включает как описание предметной области, так и описание релевантных ей ресурсов. Часть онтологии, оп...